Металлический прокат изготавливают методом пластической деформации металла на прокатном стане. Пропуская горячую стальную заготовку между вальцами прокатного стана получают, в зависимости от формы вальцов, металлопрокат нужной формы. Необходимость прокатки металла возникла в 19 веке, в связи с тем, что быстрое развитие железнодорожного транспорта требовало для строительства железных дорог огромного количества рельсов. Таким образом, первым металлопрокатом была рельса. Позже, когда начался период войн с применением тяжёлой артиллерии, возникла необходимость в производстве стальной брони, которая изготавливается методом листового проката.
Современные прокатные станы классифицируются в зависимости от вида проката и технологического процесса используемого в работе стана. Вначале горячую стальную заготовку прокатывают на заготовочном стане, затем, придавая ей форму блюма или сляба, прокатывают эту заготовку на стане, который, в зависимости от вида проката, называется блюмингом или слябингом. Раскаты квадратного сечения называются блюмами, а прямоугольного — слябами. Готовые блюмы или слябы прокатывают на листовых или полосовых станах, превращая их в стальные листы или балки заданной толщины. Эти листы и балки являются заготовками для различной сортовой продукции (балки, проволока и т.д), а из сортовой заготовки, методом прокатки на соответствующем стане изготавливаются различные детали.
Для производства стальных труб используют специальные трубопрокатные станы. Так, например труба электросварная прямошовная изготавливается путём холодного обжима листа высокоуглеродистой стали, в процессе которого лист сворачивают в трубу, а шов вдоль оси трубы заваривают сваркой. В зависимости от вида сварного шва и технологии производства различают три типа таких труб – спиральношовные, холоднодеформированные прямошовные и горячедеформированные прямошовные. Все электросварные трубы проходят гидравлические испытания под высоким давлением и используются при прокладке газопроводов и продуктопроводов различного назначения.
Высокая механическая прочность сварного шва достигается использованием специальной технологии — радиочастотной сварки. Суть её заключается в том, что перед тем как свернуть стальной лист в трубу, по кромкам этого листа пропускают ток высокой частоты, который плавит сталь на кромке. Таким образом, когда в процессе сворачивания края листа, из которого потом получится труба электросварная прямошовная, встречаются друг с другом, они находятся в расплавленном состоянии. Затем формовщики, используя «метод обжатия» крепко сжимают расплавленные края друг с другом. В результате взаимной диффузии расплавленного металла получается почти незаметный шов, прочность которого такая же, как и у сплошного металлического листа.